ярославские изразцы символы что означают

Древние символы на Владимиро-Суздальских изразцах

Нас часто спрашивают о символике «ярославских» изразцов, о значении всех этих рельефных птиц и животных, изображаемых на современных русских изразцах.

Поэтому мы решили в своей статье кратко рассказать об этом, обратив внимание нашего читателя, что древние символы не свойственны ярославской изразцовой школе, где применялись в основном разнообразные цветочные розетки, отличающиеся друг от друга числом лепестков. Зооморфные сюжеты, с полными символизма полуживотными и полуптицами, присущи Владимиро-Суздальской традиции и о ней пойдет речь в нашей небольшой статье.

К середине XII века Владимиро-Суздальское княжество было крупнейшим на Руси, а Суздаль и Владимир четвертым и пятым по размеру городами. Архитектура этих городов была настолько самобытна, что сформировала собственную одноименную архитектурную школу.

Главным характерным признаком Владимиро-Суздальских храмов стала белокаменная резьба с фольклорными сюжетами или «звериным стилем» с различными элементами византийского происхождения, а также греческого и персидского эпоса.

На стенах Владимиро-Суздальских храмов можно увидеть переработанных греческих персонажей — китоврасов, «обрусевших» потомков кентавров, грифонов — «собак Зевса», алконостов — райских птиц с человеческим лицом, их коллег сиринов — птиц-дев, восходящих происхождением к сиренам и многих других персонажей.

Китоврасы — они же кентавры — дикие существа, полулюди-полукони из греческой мифологии. Русские китоврасы восходят к талмудическим легендам о царе Соломоне и его противнике Асмодее, которого в славянских легендах заменил собой китоврас.

Единороги — происходят из древнеиндийского эпоса, однако, на Руси появились из Византии с раннехристианскими сочинениями.
Символизируют собой чистоту и невинность.

Грифоны — «собаки Зевса» — огромные птицы с орлиным клювом и телом льва, стерегущие золото Зевса от аримаспов — циклопических людей, проживающих в северо-восточных землях.

Сирины — происходят от древнегреческих сирен — птицы-девы, как и сирены, зачаровывающие людей своим пением. Но в отличие от древнегреческих сирен, русские сирины не были демонизированы и более того, считались божественными птицами, предсказывающими будущее.

Алконосты — райские птицы с человеческим лицом — восходят к греческому мифу об Алкионе, превращенной богами в зимородка и несущей яйца в море, делая его спокойным на шесть дней пока не вылупятся птенцы.

Гамаюны — птицы-девы из мифологии древних персов, «предвещающие счастье».

Берегини — русалки из древнеславянского эпоса, имя которых происходит от слова «берег», живущие в воде и заманивающие людей в омут. Есть еще вариация этого персонажа в эпосе друидов. Также имеется аналогичный персонаж мужского рода Тритон (в русском варианте — Водяной) — сын Посейдона, зловредное демоническое существо, как и Берегиня, вредящее людям. На рельефах изображаем в виде существа с рыбьим хвостом и бородой.

Соколы — благородные птицы — символ солнца и света, победы и превосходства, защиты и свободы. У славян символизируют собой силу, мужество, доброго молодца.

Соловьи — символизируют любовь и радость, но иногда светлую печаль.

Птицы — символы человеческой души, трепещущей и мятежной.

Полканы — полупсы-полулюди, они же песиглавцы. Более поздние персонажи, относимые к XIV-XV векам и символизирующие нехристь, «идолище поганое», «татарщину».

Львы — элементы апотропической магии — рельефные обереги от зла, стражи ворот и трона.

Семарглы — «семиглавы» — древнерусское божество, символизирующее собой семичленный древнерусский пантеон. По версии К. В. Тревера восходит к иранской мифической полуптице Сэнмурв с головой льва.

По своему происхождению все антропоморфные персоналии Владимиро-Суздальской резьбы, перенесенные позднее на изразцы, были языческими. Тем интереснее этот симбиоз в архитектуре Владимиро-Суздальских храмов, совмещавший в себе изображения христианских святых и символы старой дохристианской веры славян.

Некоторые из перечисленных персонажей есть и на наших изразцах Суздальской серии. Всего в нашей коллекции этой серии восемь рельефов и семь персонажей: сокол, птица, соловей, два льва, семаргл, кетаврас и грифон.

В статье использовались материалы Мифологического словаря издательства «Советская Энциклопедия», 1991 год.

О символизме графических орнаментов русских изразцов вы можете прочитать на этой странице.

Источник

Ярославская архитектурная керамика

Ярославская архитектурная школа стала совершенно самостоятельным явлением в мировом зодчестве — уникальным, самобытным и очень красивым. В итоге, она определила не только архитектурное лицо древнего Ярославля, но и, на наш взгляд, стала вдохновителем ренессанса русского стиля, квинтэссенцией возрождения неорусского направления в архитектуре конца XIX начала XX века.

Ярославль — город без определенной даты рождения, поскольку есть несколько версий его возникновения, в том числе, весьма экзотические. Официальной датой основания принят 1010 год, когда по преданию на мысе над Стрелкой (соединение рек Волги и Которосли) Ярославом Мудрым был заложен город и построен Ярославский Кремль.

К XIII веку новый город уже превосходил по числу каменных сооружений Ростов Великий, а к началу XVII века Ярославль стал вторым по численности и третьим по торговому обороту городом России.

Ярославль — купеческий город. К 1630 году в городе насчитывалось самое большое число купцов первой гильдии в России и было 29 торговых представительств различных зарубежных компаний. Поэтому основными меценатами Ярославля, конечно, были купцы.

В этот период в городе ведется бурное строительство, во время которого и были заложены основные принципы ярославской архитектуры.

Изменение традиционных пропорций в храмовом строительстве, разделение архитектурных объемов при помощи декора, а также полная подчиненность декоративного оформления иерархическому сопоставлению объемов — вот ключевые особенности ярославского зодчества, позволившие ярославским мастерам непринужденно и тактично играть архитектурными элементами и превращать крупные площади стен в причудливые разноцветные поляны изразцов и рельефных деталей, захватывающих зрителя своей игрой цвета, света и формы.

Ярославль достаточно сильно пострадал во время событий 1917—1918 годов. Да и позднейшая «национализация» храмов с последующей передачей их под склады, не улучшила сохранность древних памятников русского зодчества. Однако, такая ситуация была во многих русских городах и нам остается только радоваться, что красивейшая часть ярославской архитектуры XVII века сохранилась достаточно хорошо. По крайней мере, глядя на эти изумительные строения мы можем насладиться их красотой и составить себе яркое преставление о ярославской архитектурной керамике.

Красные гончарные глины — это основной ресурс ярославских земель, поэтому в Коровницкой слободе (Коровниках) в XVII веке работают «записные кирпищики» — гончары и изразечники Ярославля, прославившие город на всю страну.

Ярославские изразцы на храмах это не только классическая цветочная розетка, но и разнообразные т.н. «московские» сюжеты с древом жизни и птицами, изразцы «суздальского» стиля с различными символическими животными, а также поливные изразцы Новгородской и Псковской школы.

К слову сказать, первые храмы Ярославля несли в себе стилистику новгородских храмов и венецианские архитектурные традиции XV века. По строению и декору это были довольно аскетичные побеленные здания, декорированные штучными «муравлеными» изразцами изумрудного цвета или вовсе без изразцового декора.

Например, церковь Николы Надеина, законченная в 1620 году — первый храм, построенный после смуты. Этим храмом была заложена новая традиция для купечества — строить каменные церкви. Поэтому в центре Ярославля было возведено множество церквей со специфическим «купеческим» строением — на крупной подклети, в которой купцы хранили свои товары «у Христа за пазухой», возвышается собственно сам храм, с главками и колокольней. Следует заметить, что посадские и слободские храмы Ярославля, построенные на соборные средства прихожан таких подклетей не имели.

Первым храмом в Ярославле с применением изразцов стала Церковь Рождества Христова — 1635 года постройки. На ней, как раз, те самые «муравленые» изразцы, горящие изумрудными искрами на белоснежной стене храма, пришедшие в Ярославль из Новгорода и Пскова.

Высшего расцвета Ярославль и его архитектура, достигли к концу XVII века. Тогда были построены жемчужины ярославского зодчества — церковь Ильи Пророка, церковь Николы Мокрого, церковь Богоявления, церковь Иоанна Златоуста в Коровниках и другие. Богатство изразцового декора этих церквей впечатляет.

Новые приемы были впервые применены в церкви Иоанна Златоуста, когда при перестройке храма в 1680 году в его стенах были прорублены новые окна, получившие изразцовый декор наличников сложной конфигурации и угловые полуколонны с изразцовыми вставками на капителях.

Однако, изразцами ярославская архитектурная керамика не исчерпывается. Никто до ярославцев не применял так активно красную неглазурованную архитектурную керамику в качестве декора. Тут и разнообразные валики, арки, витые элементы — расписанные холодным способом или без какого-либо покрытия — чисто кирпичные. Первыми ярославцы применили и глазурованный кирпич — с рельефом и без него.

Большим рельефным разнообразием отличаются ярославские церкви конца XVII века. Именно это разнообразие, в сочетании с ордерным размещением декора, стало позднее основой для неорусского стиля, так любимого многими до сих пор.

Апофеозом ярославского зодчества стал храм Иоанна Предтечи — самый крупный из ярославских храмов XVII века. Церковь Иоанна Предтечи была построена в 1687 году на правом берегу реки Которосли. Она имеет пятнадцать глав и высоту 45 метров.

Изразцовый декор церкви необыкновенен, а в отделке активно применяется все разнообразие неглазурованной архитектурной керамики. Врата и оконные проемы, стены, арки полностью декорированы кирпичными рельефами и объемными керамическими формами. На храме, вероятно, нет ни одной гладкой стены, все его вертикальные поверхности отделаны рельефными витыми и резными элементами, а где нет декора, поверхности изогнуты, либо расписаны, что также придает стенам объем.

Внутренние помещения храма имеют изощренную темперную живопись — от пола до свода храм расписан фресками со сценами из Ветхого и Нового завета. В росписях стен церкви Иоанна Предтечи представлен единственный в своем роде полный церковный календарь. И хотя состояние храма оставляет желать лучшего, многие нижние изразцы подверглись вандальному разрушению в 90-е годы XX века, он производит ошеломляющее впечатление. Можно представить себе, как мощно он выглядел сразу после завершения строительства!

Ярославцы восстанавливают бесценные творения своих предков и строят новые храмы.

Успенский Собор Ярославля построен в 2010 году на месте кафедрального православного храма древней Ростово-Ярославской епархии, снесенного в 1937 году. Хотя по своей архитектуре этот собор скорее близок к московским храмам, но в его декоре активно использовалась глазурованная архитектурная керамика — керамические орнаментальные панно на крыльце, изразцовый фриз «Павлинье Око» на барабане главного купола и, конечно, потрясающая рельефная керамика над входами в храм, где размещены огромные керамические иконы Успения и Вознесения Богоматери работы талантливого ярославского художника-керамиста, реставратора Евгения Тарабина.

Благодарим за организацию экскурсии по изразцовому Ярославлю гида Светлану Волкову.

Источник

Самобытный ярославский изразец: великолепие керамики в храмовой архитектуре

jz4egekotk8hens

Ярославские изразцы – это отдельная ветвь развития искусства керамики. Изразцы Ярославля самобытны и узнаваемы, что связано с процессом их вхождения и использования в обиходе края. В регионе можно встретить керамику московского производства, но в большинстве своём изразцовое искусство Ярославля развивалось самостоятельно. История ярославских изразцов продиктована историей самого города и его статусом.

Ярославль – знаменитый город Золотого кольца России, насчитывающий 140 памятников архитектуры. В первую очередь он привлекает туристов красотой церковного зодчества. Именно с храмовой архитектурой Ярославля неразрывно связано и его неповторимое изразцовое искусство.

Страницы истории ярославского изразца

Владимиро-Суздальская Русь славилась красивейшими зданиями с белокаменной резьбой. Но ещё с конца XV века искусство мастеров-белокаменщиков в фасадном декоре Ярославля постепенно заменяется изготовлением терракотовых изразцов. При этом стены построек белятся вместе с керамическим декором. Тем самым переход к новому материалу является постепенным, и на первом этапе изразцовые фрагменты очень напоминают работу белокаменщиков.

Фото: терракотовые ярославские изразцы, Кирилло-Афанасиевский монастырь и церковь Николы Мокрого

Наибольшее развитие изразцового искусства происходит в XVII веке, в период экономического расцвета Ярославля, когда город становится купеческой столицей. Для этого есть несколько оснований. Во-первых, именно в этот период происходит воцарение рода Романовых, на царский престол восходит Михаил Федорович. Ярославские купцы получают особое положение в благодарность за поддержку ополчения в период Смутного времени. Во-вторых, город располагается в центре основных торговых путей, что обеспечивает местным купцам активную иностранную торговлю. А работа ремесленников становится востребованной в связи с возросшей ценностью изделий в качестве товара для торговли.

Город разрастается, разворачивается масштабное строительство. Ко всем прочим условиям в середине XVII века Ярославль охватывает страшный пожар, который испепеляет часть города, в том числе около трёх десятков храмов, соборов и монастырей. Купцы не жалеют средств на постройку церквей и соборов. Тем самым они выражают свою значимость и поднимают статус. Чем богаче и ярче убранство храма, тем более высокое положение в среде богатого купечества занимает благотворитель.

Фото: изразцы в фасадном декоре XVII века, церковь Иоанна Предтечи

Таким образом, наличие средств, ремесленников и спроса в своём сочетании порождает активное развитие искусства. В архитектуру Ярославля плотно и надолго вписывается керамический фасадный декор. А ярославские изразцы приобретают свои индивидуальные черты и особое значение для искусства керамики.

Ярославские изразцы в фасадном церковном убранстве

В ярославском храмовом зодчестве применяется три вида изразцов: терракотовые рельефные, муравленые рельефные, полихромные рельефные. Удивительно, что они не заменяют друг друга полностью, как это происходит в других регионах. Красные изразцы используются в Ярославле до последней четверти XVII века, уже при широком распространении муравленых и полихромных вариантов, в то время как в других центрах гончарного ремесла ещё в середине XVI века муравленые изразцы практически полностью вытесняют терракотовые. Также некоторые храмы украшаются уже после постройки, благодаря чему на одной стене могут встречаться изразцы разных времён.

Первый храм Ярославля, который был украшен изразцами – церковь Рождества Христова. Строительство каменного здания храма начинается ещё в 1635 году на месте старой деревянной церкви по инициативе и при денежном обеспечении купцами братьями Назарьевыми. Но на грандиозное строительство было недостаточно средств. Поэтому окончено возведение было уже спустя почти 10 лет при содействии сыновей одного из братьев. Фасадный декор выполнен из поливных рельефных изразцов различной формы. Особенностью изразцовой отделки является храмозданная надпись, увековечившая в керамике имена купцов-заказчиков.

Фото: фасадные изразцы Ярославля, церковь Рождества Христова

767VFLJPQAeohgynVJQDCvQcTuMdYQcVL9JhLiYsK4GSbФото: керамическая храмозданная надпись, церковь Рождества Христова

Муравленые и полихромные изразцы украсили также стены церкви Михаила Архангела. Архитектура и фасадный декор здания довольно сдержаны, ведь строительство её производилось на деньги прихожан. Изразцовые вставки оформлены в виде кессонов, когда отдельные изразцы утоплены в квадратные углубления. Именно такой способ использования керамической плитки приходит на смену белению.

Фото: керамика в декоре крыльца, церковь Михаила Архангела

54cyhirnNXLAsfHbbuU6QaReUfLsF66AY9Z8hgkV6Ymn6Фото: кессоны с ярославской изразцовой плиткой, церковь Михаила Архангела

Аналогичный способ украшения фасада изразцами используется для жемчужины ярославского зодчества – церкви Иоанна Предтечи. Строительство здания проводилось в течение 16 лет за счёт средств и силами жителей Толчковской слободы. Ярославская изразцовая плитка очень гармонично совмещается с фигурным кирпичом, выгодно выделяя здание среди десятков других храмов.

Фото: фрагмент фасадной отделки, церковь Иоанна Предтечи

Ещё один из самых прекрасных храмов Ярославля – церковь Иоанна Златоуста. Появлением церкви мы обязаны Ивану и Фёдору Неждановским. Храмовый ансамбль из двух зданий (зимней и летней церкви) представляет собой не только памятник русской архитектуры, но и поражает великолепием богатейшей керамической отделки. Строительство церкви заканчивается к середине XVII века, для изразцовой облицовки используется полихромная керамика.

Фото: изразцовые фризы, церковь Иоанна Златоуста

При переходе к полихромным изразцам немного трансформируются и изображения. Широко использовавшийся доселе сюжетный рисунок заменяется в большинстве своём цветочными розетками и изображениями различных птиц. Зачастую это не просто красивые изображения, ярославские изразцы богаты символами со значением. Подробно мы уже останавливались на символизме русской орнаменталистики. Изменяется и способ оформления фасадного изразцового декора: отдельные плитки сплетаются в единый орнамент, опоясывающий здания или формирующий оконные наличники.

Фото: изразцовый оконный наличник, церковь Иоанна Златоуста

Мы рассмотрели малую каплю в море изразцового искусства Ярославля. К счастью, множество памятников керамической отделки уцелело до сегодняшнего дня. Ярославские изразцы являются символом и гордостью региона. Копии изразцов Ярославля как сувениры продаются в городе, что говорит о неугасающем интересе людей к прекрасному наследию.

Сочетание содействующих факторов и обстоятельств в совокупности с высоким мастерством керамистов помогло расцвести целому направлению. События цепочкой вели к превращению ремесла в искусство и формированию собственного стиля. Яркость красок, выразительность рельефов и разнообразие рисунков берётся за образец художниками даже сегодня. Купить ярославские изразцы можно как для фасадного декора, так и для облицовки каминов и печей не только в Ярославле, но и в других регионах России.

Источник

Статьи

Ярославские изразцы

yaroslavskie izrazcy02

В русской архитектуре ярославские изразцы занимают достойное место. Одна из немногих уникальных школ, которую удалось возродить сейчас, спустя 4 века после ее победного шествия.

Почему же Ярославль стал местом сосредоточения мастеров-керамистов в те времена? Являясь богатым городом, наряду со столицей, этот город успешно переманивал к себе лучших специалистов по этому ремеслу. Яркие, многоцветные изразцы стали визитной карточкой городских храмовых зданий и домов знати. Мастерам удалось выработать не только самобытную цветовую гамму, но и узнаваемый стиль.

Ярославские изразцы, как и все остальные, изготавливались из гончарной глины. Специальное крепление, румпа, помогало удерживать изразцы на печных конструкциях и фасадах зданий. Вместо привичной для тех времен муравленой керамики, большой упор был сделан на производство ценинной (то есть многоцветной) изразцовой плитки.

Терракотовые изразцы из красной глины пришли в Ярославль из Москвы в 16 веке, со временем обзаведясь характерной для многих изразцов рельефной поверхностью. В отличие от московской керамики, на рисунках которой можно было встретить различных диковинных зверей, тему войны и охоты, ярославская чаще содержала в себе элементы фруктов, ягод и цветов.

Муравленые ярославские изразцы это, скорее, исключение. Многие исследователи склоняются к тому, что такая керамика на стенах церкви Рождества Христова всё таки сделана на заказ в другом месте. Можно предположить, что тут поработали мастера Александровской слободы, украшавшие также монастыри Переславля-Залесского.

yaroslavskie izrazcy07

Строительство Никоном Нового Иерусалима привлекло иностранных специалистов, а именно, белорусских мастеров. Это и дало толчок к развитию полихромной ярославской майолики. Стали изготавливаться глухие оловянные эмали. Использовались четыре цвета: белый, синий, желтый и бирюзово-зеленый. Кроме того, прозрачная полива на красной глине также была великолепным решением.

Завладев такими технологиями, ярославские керамисты стали их активно применять. Московским ремесленникам уже было непросто конкурировать с ними. В конце 17 века многие храмы Ярославля, как строящиеся, так и уже существовавшие, с удовольствием обновили свои фасады, сменив облицовку на более яркую. Примеры можно увидеть, посетив церкви Иоанна Златоуста, Богоявления, Ильи Пророка и Федоровской Богоматери за Которослью. Особого внимания заслуживают и такие храмы: Тихвинской Богоматери, Петра и Павла на Волжском берегу, Николы Мокрого, а также колокольня Коровницкой слободы. Здесь вы найдете примеры применения изразцов на карнизах, лопатках, наличниках и фризах. Кстати, последние весьма напоминают изящные восточные ковры. По одной из версий, именно такое впечатление местные ремесленники и пытались произвести посредством такой реализации.

Где производилась ярославская майолика?

Согласно данным областного краеведческого музея, на территории Ярославской области насчитывалось 19 керамических заводов, причем 18 из них располагались в Коровницкой слободе. Гончары края стягивались туда для производства своих уникальных изделий и обмена опытом. Но вплоть до 19 века техническое оснащение гончарных заводов было на низком уровне. Только когда произошла смена мирового технологического уклада дошло дело и до «изразцовых мастерских».

Рисунки ярославских изразцов и их значение, особенности исполнения

yaroslavskie izrazcy14

Ярославская цветочная розетка — это характерный для данной местности элемент изразцового изображения. Множество видов таких этих розеток стало, выражаясь современным языком, своей «фишкой» у местных ремесленников. Что она из себя представляет? Розетка состоит из различных полевых цветов (в одном из вариантов цветок был с шестью крупными лепестками, в другом – с двенадцатью, а четыре оставшихся исполнения имели по восемь лепестков), иногда в сочетании с неким подобием стрелок и геометрических фигур. Также мы можем обнаружить на изображении изразца отдельные ягоды или фрукты.

Изразцовыми фризами и лопатками, с изображенными на них вьющимися растениями украшены многие храмовые комплексы 17 века. Несколько рядов различных, повторяющихся элементов, напоминающих восточный орнамент и даже античную лепнину, можно встретить как обрамление дверей, арок, колонн и окон. Сложность исполнения может отличаться от двухцветных завитков до весьма нетривиальной росписи. Изразцовое цветочное панно обнаруживается на стенах и лестницах религиозных зданий и домов знати.

Что касается значения изразцовых рисунков, то тут существует следующая версия. Ярославль издревле был купеческим городом, а потому корзинки с букетами цветов и ягодами, изображенные на изразцах, означали достаток, пожелание благополучия. Семья, облагораживающая фасады своих зданий поливной керамикой, таким образом как бы подчеркивала свой статус и обеспеченность. Конкуренция с московскими купцами дополнительно подстегивала местных богачей больше использовать полихромную майолику, особенно, с обилием качественной желтой эмали, дорогой и малодоступной для населения тех времен.

Народные поверья также прочно засели на фасадных страницах зданий. Популярными мотивами также были разнообразные вазы с цветами и изображения птиц, как реальных, так и фантастических, в различных способах обрамления, заморские фрукты и ягоды, воплощавшие собой народные поверья. Причем, изображения мифических зверей и птиц имели следующий смысл: птица Сирин символизировала материнство, единорог — благополучие, а грифон, как ни сложно предположить, грозным своим видом защищал от врагов.

Где купить ярославские изразцы?

Частый вопрос о покупке ярославских изразцов возникает из-за недостатка информации о мастерских, работающих в данной сфере. Камин-Керамик, например, изготавливает изразцы как с учетом ваших пожеланий, так и можно сделать реплики тех изразцов, которые обнаруживаются на стенах древних зданий. Благодаря пониманию когда появляется цек (сетка из трещинок, часто наблюдаемая на древних печных изразцах), можно добиться эффекта старения, так что неспециалист вряд ли отличит реплику от оригинала. К тому же, если говорить об облицовке каминов и печей, такой «узор» очень даже полезен для работы печи.

Купить ярославские изразцы и другую майолику под заказ можно на нашем сайте, есть доставка по Москве, Санкт-Петербургу, Ярославлю и другим городам РФ.

Источник

Adblock
detector